Выбор лебёдки.
==Обновлено: 28.06.2011; 13.02.2013 ===
Надо сказать, что в той статье допущен ряд неточностей, а некоторые вещи потеряли актуальность.
Итак, Август 2009. Перетряхнем в памяти все накопленные знания о лебёдках.
Вкратце история лебёдок в России.
Где-то в середине 90-ых в России стали появляться «Автомобильные Электрические Лебёдки». Наверно они в единичных экземплярах были и раньше…
Разумеется первыми лебёдками с которыми я столкнулся были Warn ( http://www.warn.com ), Чуть позже я познакомился с гидравликой Mile Marker ( http://www.milemarker.com )… но как и прежде я не поклонник гидравлики и как в случае со статьёй пятилетней давности обойду эту тему.
Отвлекусь в ещё большие дебри – историю двух фирм основателей рынка. Конечно же это Рамсей и Варн. До сих пор это самые продаваемые лебёдки в США. Считается что за Варном основная доля «бытовых», то есть джиперских лебёдок. В то время как Рамсей властвует, в большей степени, на рынке профессиональных лебёдок для эвакуаторов.
История Рамсей начинается в 1944-ом году, когда братья Рамсей основывают фирму по производству инструмента. Уже в 1945ом Claude Ramsey реализовал идею фронтальной механической лебёдки («Model 101»).
Arthur Warn в 1948-ом организует Warn Industries. Специализация фирмы – производство хабов для конверсии военных внедорожников. В 1959 году Варн впервые разрабатывает «спортивную» (recreational) лебёдку. Собственно, как я понимаю, именно Варну мы обязаны тем, что лебёдка такая, какая она есть.
Джиперы первой волны в России как правило знакомы лишь с продукцией Варн. «Клуб 4х4» стал дилером «Варн» и это способствовало победному маршу Варна в России. Стоит заметить, что в те года стоимость лебёдки составляла порядка 1000 и больше «Полновесных» Долларов США. В пересчёте на сегодняшний день это наверно 3, а то и 5 тысяч!
Уже упомянутые Рамсей и СуперВинч имели жалкую дистрибьюцию, благодаря которой рынок России для них был безнадежно потерян, возможно навсегда. Сейчас мы видим второе пришествие, попытку Ramsey вернутся на наш рынок.
Известно, что Супервинч начал свою историю с производства лебёдок в Коннектикуте. Где-то в 1970-ом году. С 2003 года и по сей день большая (но не вся!) часть модельного ряда (EP6.0-16,5) представлена лебёдками сделанными специально для СуперВинч компанией Come Up. Лебёдки несколько отличаются от Come Up, но в целом это КомАп. На данный момент, фактически, в России фирма не представлена.
Настоящую революцию на нашем рынке сделала тайваньская лебёдка Come Up (9000). Благодаря грамотному маркетингу и чуть более низкой цене чем Варн за несколько лет Марка захватила, казалось уже навсегда Рынок лебёдок в России. Доминированию Варна приходит конец.
Не могу точно сказать когда появился комап, пожалуй это конец 90-ых. Но то что в первые годы нового тысячелетия ComeUp почти полностью захватил наш рынок - нет сомнений.
Стоит отвлечься и на историю Тайваньской марки ComeUp… ( http://www.comeupwinch.com/). Фирма образована в 1975 году и с 1977 года производит лебёдки. Как уже писалось выше, с 2003 года КомАп делает лебёдки по заказу СуперВинч. В 2004-ом открывается филиал в Шанхае.
От истории я хочу отвлечься на конструктив.
Конструкции бытовых Электролебёдок.
Хочу заметить что, по сути, сегодня, мы имеем дело с тремя конструктивами лебёдок: Варн, Рамсей и КомАп. (Супервинч, на момент моего знакомства с ней, была клоном Варн).
Все «бытовые» лебёдки имеют одинаковую, классическую компоновку (мне кажется что этому классическому виду мы обязаны Варну).
Электромотор, Катушка для 30 метров троса, трёхступенчатый планетарный редуктор с механизмом свободной размотки. Обязательной деталью лебёдки является Тормоз – механизм предотвращающий произвольную разотку троса под нагрузкой.
На Варне стоит самый удобный, классический рычаг-переключатель свободной размотки и конический тормоз внутри барабана с колодками. Суть механизма – подвижная муфта защелкивающаяся к корпусу шлицами. Для легкой размотки муфта отполирована и смазана жидкой смазкой. Мелкие, заостренные торцевые зубцы входящие в контакт обеспечивают чёткое попадание почти исключающие заедания механизма.
Конструкция тормоза на Ремсей менее надежна – пружина и сухари. Выключение размотки барабана на Рамсей – поворачивающееся кольцо корпуса редуктора. А сам редуктор вращается: конструкция более чем спорная. На последних моделях рычаг включения стоит по типу Варна, но дополнен механизмом автоматического включения смотки при включении мотора.
Комап отметился самой продвинутой конструкцией тормоза – конический тормоз был установлен в торце редуктора и по общему признанию является самым эффективным тормозом элетролебёдки «классической конструкции». Включение размотки осуществляется подниманием и поворотом рычага – однозначно менее удобно чем на Варн. В тоже время заедание механизма исключены в принципе, но возможно повреждение сопрягаемых частей и выведение узла из строя.
Тугая размотка – частое явление для КомАп - объясняется низким уровнем точности и не достаточной обработкой контактирующих деталей. Важным недостатком Come Up в Российских условиях эксплуатации является вентиляционное отверстие в стойке мотора. Как в старой серии DV, так и в новой DS. Вода и абразив легко проникают в щёточный узел, что приводит к износу щёток за одно соревнование.
Кроме того комаповский капролоновый корпус щеточного узла склонен к плавлению при экстремальных нагрузках. Замечено что более архаичная конструкция (например, на Тимакс) с текстолитом и железом выдерживает самые жестокие перегревы. Что уж говорить об ультрасовременных узлах из композитных материалов Варн, да ещё и с радиатором.
Моторы многих лебёдок хоть и отличаются, но часто бывают полностью или условно взаимозаменяемыми.
Таким образом с 60-ых годов конструкция бытовой лебёдки оставалась консервативной.
Только последние годы получили распространение новшества… но об этом позже.
Современность: Китайское нашествие.
Постепенно в России начинают появляться Китайские лебёдки под разными брендами. Самая именитая - MileMarker. Эта фирма всегда специализировалась в производстве гидравлических лебёдок, но благодаря китайским мощностям стала активно осваивать рынки электролебёдок. Некоторые модели были клонами лебёдок Рамсей.
В тоже время на рынке появляются и другие клоны или комбинации именитых лебёдок. Так например ГрандВинч имела конструкцию Рамсей, а тормоз как у Варн. Вариации на эту тему мы знаем под именем Кев, Гев, ХорсВинч и др. Какие-то из них внешне похожи на Варн, какие-то на Рамсей, но ни одна не является полной и точной копией прародителей. Видимо китайцы опасаются наездов.
Дистрибьюция таких лебёдок микроскопическая и перспективы обслуживания туманны. Все эти лебёдки не заслуживают внимания.
Единственным аутентичным производителем из Китая оказывается Т-Макс ( http://www.tmax.biz ). Компания основана в 1992 году. Сам Тимакс причисляет себя к пятерке лидеров мирового рынка Лебёдок. Интересно кто ещё входит в этот список? Варн, Рамсей, КомАп и Тимакс кто же пятый?
Конструкция Т-Мах. По сути лебёдка Тимакс очень похожая на Варн конструкция. Принципиальным отличием является муфта с большими шлицами*, блокирующаяся не на крышку редуктора, а на противоположную сторону – стойку (основание редуктора).
Тормоз больше похож на Рамсей, но имеет оригинальную конструкцию. В основе механизма пружины… Тормоз не часто, но чаще чем на других лебёдках выходит из строя. Кроме того, бывают случаи необъяснимого срабатывания тормоза при намотке троса. На тягу это влияет не существенно, но очень сильно разогревается барабан.
*Как следствие – механизм не достаточно четкий, заедания при включении бывают заметно чаще, чем на Варн.
Тимакс – единственный производитель лебёдок в Китае который не допускает продажу своей продукции под иным брендом. Так что отсылки «Делаются на одном заводе с Тимакс» скорее всего не состоятельны.
Считается что в Китае, не смотря на большое количество кустарных мастерских, основное производство лебёдок распределено между пятью крупными компаниями.
Одним из таких игроков, несомненно является Runva (ZheJiang Runva Mechanical & Electrical Co.,Ltd; http://www.runva-winch.com/). Компания образована в 1997 году. Компания долгое время делала ОЕМ продукт, как раз многие вышеописанные марки и есть Runva. Конструктив лебёдок – некоторые серии очень похожи на Рамсей, иные выглядят оригинально, а трети ближе к Варн.
И последний завод на которой я могу обратить внимание это ЖМЕ ( http://www.zhme.com/). Фирма основана в 1995-ом году. Лебёдки этого производителя у нас представлены марками Спорт Вей и Мастер Винч. В России с 2007 года.
В отличии от всех других Китайских лебёдок это почти полная копия Варн. Отличия состоят лишь в размерах деталей, но не в конструкции. Важным достоинством ЖМЕ является высокое качество исполнения. Нельзя не отметить что у завода странная маркировка лебёдок. Так лебёдка с индексом «9,5» являет собой не что иное как «12000», но с тросом от «9500»…
Противовесом Китаю остаются только две, но КАКИЕ, фирмы: Рамсей и Варн. До сих пор эти лебёдки производятся в США! И Рамсей и Варн предлагают бюджетные решения - Серия «Реп» у Рамсей и марка «Табор» у Варн. Это классические по конструкции лебёдки, а главным их достоинством является конкурентная цена.
Пожалуй забыл упомянуть об отечественных лебёдках! Так упоминаю: ничего полноценного наша промышленность не предлагает. Единственное что она могла бы сделать – скопировать даже не Варн, а китайцев, но в условиях современной разрухи это невозможно.
Новинки
Так мы плавно подошли к анонсированной теме новшеств. Как уже было отмечено на протяжении многих десятилетий «бытовая» лебёдка не претерпевала особых изменений.
А новинки которые появлялись на передовых моделях Варн, оставались как то особо не замеченными.
Одной из самых передовых лебёдок до сих пор остаётся «Вертикалка», но она имеет иную компоновку и габариты, не всегда приемлемые для бытовых нужд. Так что эта самая популярная у спортсменов лебёдка не получила большого распространения. Может виной тому и цена в $3000.
Другими новшествами Варн были датчики перегрева и полная герметизация лебёдки. Затем появилась конструкция совмещенная с компрессором…
В одной из разновидностей лебёдки используется охлаждение двигателя прокачкой воздуха.
Герметичные узлы и датчики теперь появились и на других лебёдках… Чуть позже появились датчики заряда АКБ.
Возможно, Варн первый кто реализовал беспроводное, радио управление лебёдкой, хотя идея лежала на поверхности.
Так в России первые образцы получившие распространение были устройства мастерской АМБИ
Теперь эти устройства поставляют чуть ли не все производители лебёдок, например, у Т-Макс 6500 это стандартная комплектация.
Рамсей представила миру идею, которая как побочный эффект* присутствовала в старых лебёдках.
Полуавтоматическое сцепление. Суть в том что размотав барабан на свободной размотке сцепление переключается в положение смотки как только подаётся напряжение на двигатель. Такую конструкцию удобно использовать совместно с радио пультом.
* в случае если узел плохо смазан и заедает. Размотка переключала сцепление вращением барабана, при начале смотки троса.
Разновидность такого устройства была и в каталогах Come Up
Значились устройства дистанционного отключения сцепления пневматически и электрически, но так ни одного* комплекта в Росси и не появилось.
*Буквально на следующий день выяснилось, что один «подопытный» образец есть!
Ещё одно достижение Рамсей и МилеМаркер – мотор с постоянными магнитами большой мощности.
Обычно никто не делает лебёдки с постоянными магнитами мощнее чем 6000.
У Рамсей и МилеМаркер есть 8500.
Её достоинством является большее КПД, соответственно низкое потребление тока.
Известно, что недостатком такой конструкции является отслаивание магнитов от корпуса.
Возможно, что в новейших устройствах эта проблема решена.
 Последним достижением в области лебёдкостроении является интегральный модуль управления. То о чем так долго говорили наконец свершилось! На Сема шоу в 2008 году МилеМаркер представил лебёдку с «вечным» электронными «соленоидами». Мало того! Лебёдка получила кнопку- реостат на джостике управления, позволяющий плавно регулировать скорость намотки троса! Подробнее >>>
Тут стоит отметить что соленоиды являются самым слабым звеном в лебёдках, фактически являясь расходным материалом.
Кроме того лебёдки “MM” серии V имеют герметизирующие сальники и радиатор на двигателе. Пожалуй, это самая передовая конструкция на сегодняшний день. (Похожая лебёдка есть и у Варн – 9.5Si).
Недавно появились «интегрированные» соленоиды - моноблоки. А ведь не так давно модуль управления содержал 4, затем 2 соленоида. Теперь всем заведует ОДИН! Стоит ли и говорить что это существенно облегчает процесс замены.
Come Up долго и мучительно пытался явить миру «сверхлебёдку». Анонсированное чудо долго ждали в России и наконец оно появилось. Более мощные стойки корпуса, датчик перегрева и АКБ, интегрированный соленоид. Мотор, по сути, такой же как раньше, вентиляционное окно стало в 3 раза меньше, но всё равно не спасает щётки от воды.
Редуктор имеет фактически одно положение. С учетом раздутых габаритов это затрудняет или делает невозможным монтаж внутри бамперов типа АРБ.
В общем сенсация как то сама-собой рассосалась.
Тимакс делает лебёдки с датчиками и лампочками, с радиоуправлением… Добавились лебёдки с заводской комплектацией синтетическим тросом… Все эти новшества не пользуются популярность. Почему - не знаю, возможно смущает цена?
ЖМЕ хоть и заявляет о патентах и разработках… но верится в это с трудом. Впрочем, некоторые их образцы остаются в России уникальными.
Так Серия Х имеет полностью герметичную конструкцию, с датчиками перегрева и нагрузки/зарядки АКБ, радиатор мотора.
Модель Х8288 имеет увеличенную толщину барабана (72мм) что позволяет бережнее эксплуатировать трос и повысить скоростные характеристики.
Не могу не коснуться здесь вопроса самого важного аксессуара.
Нельзя не отметить что популярность синтетики за последние годы возросла в разы.
Когда то элитный товар стал уже чуть ли не ширпотребом. Сегодня на нашем рынке представлены десятки марок!
Цены всё ещё кусачие, но цены растут медленнее инфляции, то есть трос как и лебёдки, со временем, становится всё доступнее. По возможности побалуйте себя – купите синтетику!
Сухой остаток.
Итак, спросите вы меня что же купить? Пожалуй стоит оговориться что в отличии от Журналов, Магазинов и Тюнинг центров я, по-прежнему, СОВЕРШЕННО независим!
В большинстве журнальных тестов, в советах продавцов и тюнинговых мастеров присутствует момент ангажированности. Впрочем, иногда может иметь место элементарная некомпетентность.
Любые Журнальные испытания это не больше чем шоу. Для получения объективной картины нужно сломать хотя бы по 10 единиц каждого наименования, тогда получится боле-мене «репрезентативная» картина. Кроме того условия испытаний могут подходить тому или иному устройству больше чем условия реальной эксплуатации…
Таким образом – на результаты тестов смотрим скептически. Впрочем, в большинстве случаев они соответствуют реальным результатам эксплуатации. Но ничто так не рассказывает о лебёдках как статистика продаж и ремонтов. А в этой части у меня накопился большой опыт…
Как автомобильные лебёдки, по сути, я сейчас вижу два варианта: 6500 и 9500.
Чтоб я поставил сейчас на свою машину?
Если не быть стесненным в средствах, габаритах или там, в дизайне, то Вертикалку «Варн М8274-50».
Если не быть стесненным лишь в деньгах, то баловства ради - «МилеМаркер V10»… Хотя я не представляю сколько она обойдётся в России!
Если гнаться за брендовостью и понтоваться, опять же, не думая о расходах, то «Варн 9.5si» - современна и красива, надежна и именитей некуда.
Если машина не слишком большая то «T-MAX 6500» с радио и синтетикой, если лебёдку нет возможности установить стационарно, то берём её же, в съёмном варианте. Допустим вы скажете – «нет нам такую дешевку не надо, нам что-то в два раза дороже». Увы, даже в этом случае я бы брал эту лебёдку.
Лебёдка с индексом 8500 – ни то ни сё. Как правило это та же 9500 с меньшим по мощи мотором либо напротив 6500 с более мощным… Боле мене вменяемым можно считать решение установить лебёдку с низким потреблением тока (на постоянных магнитах) - тогда это Рамсей 8500. Другим мотивом может быть экономия.
И наконец, если речь идёт о нормальных реалиях я бы колебался между Китайской Х8288 и Х9500. Как уже говорил в механической части это верх эволюции. Жесткие подшипники барабана и сальники обеспечат герметичность, а значит и долговечность узлов – поставил и забыл! На фоне этих лебёдок я вообще не рассматриваю что либо «предыдущее» (в том числе их же «S 9500») будь они хоть в два раза дешевле.
Другие варианты? Пожалуй, если у вас уже стоит одна лебёдка и вы ставите вторую или на вторую свою машину, то лучше если лебёдки будут идентичны.
А если всё так просто, то вот ведь что теперь непонятно – на кой чёрт тогда выпускается такое разнообразие марок и моделей лебёдок?!
А. Форосенко © 2009
Дополнительно:
1. Обсудить на Форуме >>>>
2. Сравнение лебёдок СпортВей серии WS и Х >>>
3. Работа с Лебёдкой
4. Инструкция по эксплуатации Электролебёдок
==========================================================
Обновлено (1) 28.06.2011:
В продаже появились обновленные лебёдки Come Up Seal 9,5 >>> отличие от 9,5 - наличие сальников барабана, изменен модуль соленоида и упаковка. Цена 29.000 руб. Репортаж о разборе этой лебёдки - http://www.5dorog.ru/forum/viewtopic.php?f=10&t=186&p=670#p670
Обновлено (2) 13.02.2013:
Не так давно в России появились новые интересные предложения лебёдок: "Автоспас", "СуперВинч" и "Стократ". "СпортВей" порадовал новой бюджетной моделью PS 9,5 Радио >>>
Стократ это во многом "СпортВей" и "МастерВинч", со своими изюминками - например более интересный пульт, ролики и силовая проводка подробнее рассказал на форуме: http://www.5dorog.ru/forum/viewtopic.php?f=10&t=186&p=657#p657
Там же рассказ и о других новинках. не заслуживающих особого внимания: КингВан, Спрут, ДрагонВинч.
О новинках от "Супервинч" Талон и Х9 я рассказал тут: http://www.5dorog.ru/forum/viewtopic.php?f=10&t=235&start=0 и тут: http://www.5dorog.ru/forum/viewtopic.php?f=10&t=317 - лебёдки не интересны в силу высокой цены. Тем более что поставщик этих лебёдок предлагает почти те же самые лебёдки, с того же завода, но под своей маркой и по цене в 2 раза ниже. Это "Авотспас"!
Все модели интересны в своём сегменте. Эвакуаторщиков, несомненно, заинтересует широкй спектр 24-х вольтовых лебёдок высокой грузоподъёмности например " Бизона ЛПЭ68ВИ"(15000) о них я рассказывал тут: http://www.5dorog.ru/forum/viewtopic.php?f=10&t=318 цена в 27000 ставит её вне конкуренции.
Другим интересным предложением будет Автоспас Рысак ЛПЭ45ВИ
Это потчи полный аналог Супервинча. Качество лебёдок высокое. Цена всего 15000!
Из характеристик Автоспаса расстраивает лишь скорость промотки свободного троса (намотка без нагрузки). Для меня это важно, так что погорячился я с первоначальным тезисом - "беру для себя".
Как видно на российском рынке стали появляться качественные изделия по весьма доступным ценам. Раньше, да и теперь, часто, за эти деньги можно купить лишь кустарный, дешевый китайский продукт, с шестеренками "из консервных банок"... Теперь подпольным мастерским придётся потесниться в низшей ценовой категории.
Не остался в стороне от демпинга и "СпортВей" - PS 9,5 с радио пультом за 18500 - это хорошее предложение! http://www.4x4tur.ru/shop/UID_428.html
Разбор этой лебёдки тут: http://www.5dorog.ru/forum/viewtopic.php?f=10&t=263
Подверглась эволюции легендарная серия "Х" - теперь это ещё более ослижное устройство при почти той же цене. Разбор тут: http://www.5dorog.ru/forum/viewtopic.php?f=10&t=298

есть 9500 и 12500. Эти лебёдки подойдут на эвакуаторы.
Что касаемо старых и проверенных моделей, то надо рассматривать МастерВинч 8500, который по сути является аналогом СпортВей 9500. На стенде эта лебёдка рвёт 5 тонны трос.
В серии 6500 по прежнему остаётся лидером Тимакс. Сейчас "6500" идёт в трёх версиях комплектаций.
Вопросы и обсуждение по теме лебёдок на форуме 5 Дорог: http://www.5dorog.ru/forum/viewforum.php?f=10
|